solodka (solodka) wrote,
solodka
solodka

Про мультфильмы

Пока я собиралась написать про то, как немедленно и надолго приходит любовь к «Бременским музыкантам», Матвей успел полюбить Ежика в тумане. А следом — Чебурашку. И Голубого щенка. А потом Катерок. И Акваторию. И вернуться к истории о забытом Дне рождения ослика Иа, которую мы вот уже вторую неделю слушаем с небольшими перерывами на песенку Львенка и Черепахи. И я решила написать просто и обо всем. А то, боюсь, к тому времени, как закончу об архитектонике и философских мотивах «Ежика в тумане», Матвей вырастет и переключится на Тарковского и Бергмана.
Бременские музыканты
После первого же показа стало ясно: теперь мы смотрим «Бременских музыкантов». И только их. Больше всего Матвею понравились страшные лесные разбойники. Они так лихо отплясывали, что никто в нашей семье не мог (точнее, не должен был) усидеть на месте. Если танцы начинались в тот момент, когда мамина рука целилась ложкой в Матюшин рот, маме надлежало немедленно бросить ложку и приниматься за твист с элементами цыганочки. Вскоре была показана вторая часть, и Сыщик затмил всех. С тех пор мы смотрели и слушали только «про Сыщика» (тем более что твист он танцует ничуть не хуже Атаманши). Не знаю, что за тайна скрыта под желтой шляпой и голубым плащом, но в свое время Сыщик покорил и меня. Моя мама до сих пор вспоминает, как однажды мы пришли к врачу, и та, увидев милую трехлетнюю девочку с бантами и в платьишке, сюсюкнула: «Как тебя, девочка, зовут?» — на что милая девочка подпрыгнула, выбросила указательные пальцы пистолетами и выкрикнула: «Я — Гениальный Сыщик!» Причины подобной самоидентификации и сейчас непонятны. Матвей, кстати, очень удобно со своей ролевой игрой устроился: когда на его шалости я спрашиваю, кто, мол, тут нашкодил, он неизменно показывает Сыщика (часто к Сыщику примазывается сообщник, но это другая история). Не знаю, много ли доставалось Сыщику от меня, но точно знаю, что «Бременские музыканты» были одним из (двух) моих любимых мультфильмов детства. Посмотреть их удавалось нечасто — спасали пластинки. Их можно было слушать нон-стоп. Запись первой части маме удалось купить, а вторая нашлась у маминой приятельницы. Я ни в какую не желала расставаться с сокровищем «напрокат», и приятельнице пришлось пластинку подарить. Сейчас, когда думаю о природе детской привязанности к «Музыкантам», подозреваю, что дело в музыке и необычности. Впрочем, и сама музыка необычна: в ней столько жизни, энергии, джаза (а самый «джазовый» номер знаете у кого? а вот давайте с трех попыток!). Помню, как меня удивляли наряд Трубадура и короткое платье Принцессы. Удивляли и нравились. А сценические костюмы Осла, Пса, Кота и Петуха... Это сейчас понятно, что квартет «заграничных музыкантов» метил отнюдь не в немецких миннензингеров, а когда тебе три года, представление о британском роке находится так же далеко от твоего информационного поля, как теория Большого взрыва. Жаль, что в том нежном возрасте никто не догадался спросить, что же на самом деле так нравилось мне в «Бременских музыкантах». Когда Матвей научится говорить, обязательно спрошу.
Ежик в тумане
Недавно говорили о «Ежике» с Наргизой, и она нашла ёмкое и характерное для своего (и моего) детского к нему отношения слово: «побаиваться». Для меня страшен был не столько сюжет, сколько его изображение. Трехмерная анимация Норштейна моему неподготовленному (или замыленному привычной анимационной техникой) глазу не поддавалась. А вот Матвей полюбил «Ежика» с первого просмотра. Я было решила, что дело тут в симпатичных героях, и на следующий день показала «Зимнюю сказку» (ту, где Медвежонок наелся снегу и всю зиму бредил, будто он снежинка), но Матвей как-то сразу заскучал и от сказки отвернулся. А от «Ежика» не отлипал. И все время просил рассказывать, как Ежик кричал в колодец, как попал в туман, как потерял узелок и т.д. Быстро разыскала на Амазоне книжку с иллюстрациями Франчески Ярбусовой, и через два дня — voila (Amazon Prime forever!). Пока читали книжку, заметила забавную вещь: когда Ежик и Медвежонок к нам лицом, Ежик сидит справа от Медвежонка; когда спиной, Ежик опять справа. А так совсем неудобно считать звезды, ведь справа — звезды Медвежонка. Может, тут какой-то глубокий смысл? Кто додумался, поделитесь. Да, и еще немного ретроспективы: побаивалась я «Ежика», побаивалась, да и перестала смотреть. И не интересовалась до приезда в Штаты. Сейчас не помню, как в мою голову попала идея показать его моим студентам в Мэдисоне. Как-то попала. А вместе с ней попалась я. Ну и попросила студентов поразмышлять над образами: что за река, откуда туман, зачем узелок и проч. Все написали, что мультфильм понравился, а смыслов никаких нет. И только один робко намельчил про человека в мире, жизнь и познание.
Чебурашка
«Чебурашку» в свое время не оценила. Из кукольных мультфильмов очень нравился «Кузька», а остальные так себе. Матвея Кузька пока не привлек. А Чебурашка привлек. И первая Матвеева буква— «Ч». Есть у нас книжный шкаф с маленькими словарями, которые очень удобно хватать, когда сидишь у мамы на руках. Там, правда, не только словари, но Матюша этого не знает и пролистывает каждую книжечку под свою прекрасную мантру. И просит меня проделывать то же, но в моем случае мантра звучит как «чай, чемодан, чебурэки, Чебоксары... никаких Чебурашек нет». Показать мультфильм предложил Артем (ему-то как раз кукольные нравились). Неделю мы смотрели и слушали только про Чебурашку. Самый любимый — «Крокодил Гена», первый из четырех. Второй, который «Чебурашка», мы смотрели всего несколько раз (Матвею нравятся дрели, пилы, лобзики всякие, а там отбойный молоток): я не могу придумать, что делать с пионерами и строевым маршем, и эту серию избегаю. Третьему, «Шапокляк», не хватает цельности. В «Крокодиле Гене» есть основная идея: «Молодой крокодил хочет завести себе друзей». Вокруг нее строится сюжет, она обуславливает появление новых героев. В «Шапокляк» одно событие нанизывается на другое, главные герои путешествуют, второстепенные появляются по мере перемещения главных, а приключенческого романа не выходит — история разваливается на глазах (хотя, может, у меня просто оптика неправильная).Четвертый (в нем Чебурашка идет в школу) удивительно непоследователен. Оказывается, Чебурашка не умеет читать. Гена выясняет, что школа не готова к открытию (строители-тунеядцы вместо работы играют в азартные игры и пьют горячительные напитки), пугает строителей, те немедленно достраивают школу, и будущему Чебурашки и прочих первоклассников ничто не грозит. Теперь вопрос: если Чебурашка не умеет читать, как он в первой серии нашел Гену по объявлению? Даже если предположить, что объявление он не прочел, а просто остановился поглазеть на забор и к Гене попал случайно, в конце он читает вслух записку Шапокляк. А «Крокодил Гена», по-моему, прекрасен. Мне очень нравится крокодил с голосом Ливанова. А Матвею очень нравится Чебурашка, Тобик и Шапокляк. Крокодила он тоже полюбил, но про него редко «рассказывает». Артем даже привез из русского магазина мягкого Чебурашку. Мы сделали ему красивый ящик из-под апельсинов и каждый вечер укладываем спать. Чебурашка умеет говорить и смеяться. Подозреваю, что Чебурашкино «Давай попьем молочка» Матвею очень хорошо запомнилось. С недавних пор молока он пьет в два раза больше.
Голубой щенок
Этот мультфильм я совсем не помнила (за исключением песни Черного Кота, которую очень любила в детстве ). Решила показать, потому что Матвею нравятся собаки. Скачала. Открыла файл. Открыла рот. Настолько непривычная техника. Очень похоже на акварель (на самом деле — тушь). Пятна, кляксы, а в конце — будто витражи на стекле под неприкрытый джаз. Голубой щенок похож на Чарли Чаплина: котелок, кудряшки из-под него, большие ботинки с носами врозь, грустный герой-одиночка, который в конце находит счастье. Озвучивает щенка Алиса Фрейндлих. И поет за него замечательно. Черный Кот говорит голосом Андрея Мироноа. Пират — Михаила Боярского. Добрый Моряк и Рыба-пила — Александра Градского. Звуковая часть прекрасна. В случае с Рыбой-пилой прекрасное зашкаливает (в первые десять прослушиваний песня Рыбы-пилы вгоняла меня в ступор и шевеление волос), и если вы не слышали ее песню, послушайте. Только не говорите, что я вас не предупреждала.
Катерок и В порту
Матвей полюбил корабли — решила показать про Катерок. А потом и «В порту». В детстве оба мультфильма скорее пропускала, чем смотрела. Разве что «Чунгу-Чангу». Сейчас полюбопытствовала и открыла для себя много интересного. К примеру, то, что срежиссировала их та самая Инесса Ковалевская, которая сделала первую часть «Бременских музыкантов» и песенку Львенка и Черепахи. А весь порт (за исключением одной женской партии) поет голосом Олега Анофриева (который и за Львенка, и за Черепаху, как вы наверное знаете). Правда, в отличие от «Львенка и Черепахи» (а также «Бременских музыкантов», «Карлсона» и «Голубого щенка»), музыку к ним писал не Геннадий Гладков, а Владимир Шаинский. И музыка мне не нравится. Джаза, что ли, не хватает ))
На этой ноте усталый аффтар прощается с вами.
Tags: глазами взрослого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments