solodka (solodka) wrote,
solodka
solodka

Ослиная шкура

Разговорились недавно с подругой. У нее почти пятилетние девочки-близняшки, они очень любят про принцесс и приключения и просят читать им сказки. Подруга достала книги Шарля Перро и от некоторых сказок в ужасе. В детстве история о Мальчике-с-пальчик, к примеру, не казалась ужасной, а сейчас, говорит она, непонятно, как родители отвели в лес семерых детей и оставили там, потому что дома есть нечего. Больше всего поразила ее «Ослиная шкура». Что-то не особо внятное и пространное в этом месте ответила я ей про инициацию, но мысленно потом еще возвращалась к сюжету, думая о смыслах.

Интерпретацию излагаю ниже, после сюжета, обращаясь, в частности, к «Кругу ресурсов» и «Кругу эго» Эволюции (Марины Комиссаровой), о чем подробнее можно почитать в журнале evo_lutio. Уверена, что сказка допускает несколько толкований — дополнения, комментарии, возражения приветствуются.


Итак, сюжет. Король с Королевой очень друг друга любят, но Королева заболевает и на смертном одре берет с Короля обещание, что женится он только на той, что будет превосходить ее в красоте и благочестии. Спустя какое-то время Король дейтствительно решает жениться – на своей приемной дочери; дочь в ужасе и обращается к крестной за помощью. Крестная, как водится, фея. Она велит просить у Короля небесное, лунное и солнечное платья в надежде, что тому не под силу выполнить эти задания, но Король справляется. Тогда принцесса, по наущению феи, просит убить волшебного королевского осла, который умеет какать золотыми монетами, и снять с него шкуру. Укрывшись под нею, принцесса сбегает из дворца, прихватив три прекрасные платья, и становится работницей на скотном дворе, в тайне иногда надевая свои наряды. Однажды, как раз когда девушка красовалась перед зеркалом в солнечном одеянии, на ферме той случился принц. Он шатался по дому и вдруг заметил сияние, исходившее из замочной скважины маленькой каморки; принц прильнул к двери, увидел красавицу, тут же влюбился, решил разузнать, что это за прекрасная незнакомка, но вернулся во дворец и слег в любовной горячке, помня только, что хозяева фермы говорили об Ослиной Шкуре (так все называли принцессу, считая ее замарашкой). Родители принца обеспокоены и готовы выполнить любое его желание. Принц очнулся и просит одного: чтобы некая Ослиная Шкура приготовила для него десерт. Ослиную Шкуру разыскали, велели стряпать пирог для принца, что она и сделала, но случайно обранила в тесто колечко; принц колечком чуть не подавился, но обрадовался тем не менее: теперь нужно найти ту, кому оно впору. По всему королевству стали искать хозяйку кольца, а принцесса скромно сидит под Ослиной Шкурой, не показывается. Принц велит найти девушку, принцесса надевает шкуру поверх лунного платья и отправляется во дворец. В общем, примерка заканчивается понятно как, все в ахуе, принцесса сбрасывает шкуру — все в ахуе повторно. Появляется фея, рассказывает историю принцессы, чем приводит всех в чувства и готовность немедленно играть свадьбу. На пиршество съезжаются короли со всего мира, но влюбленные не замечали ничего вокруг, потому что «смотрели лишь друг на дружку и только друг дружку видели».

Что здесь происходит. Взросление девочки, которое осуществляется засчет укрепления стержня Эго через работу над ресурсами. Король и Королева — воля и спонтанность. Их любовь в начале—некая идеальная репрезентация счастья, где «надо» и «хочу» в равновесии и гармонии. Но вот девочка взрослеет и вступает в тот возраст, когда можно выходить замуж. То, что принцесса—приемная дочь королевской четы, работает на сглаживание инцестуального мотива. По сути оба родителя—фигуры внутренние. Как, впрочем, и фея, объединяющая в себе самооценку и локус контроля. Кроме того, принцесса, как неродной ребенок Короля и Королевы, как бы не имеет прав на корону (если, конечно, не выйдет замуж за Короля), то есть с самооценкой у нее все в порядке: никакой короны в самом начале нет, а чтобы появилась, нужно приложить усилия. И к тому же девушка до поры до времени не догадывается о своей красоте. Четыре предмета одежды от крестной—три платья и шкура—соответствуют четырем стихиям (воздух, вода, огонь, земля), к каждой из которых можно отнести три ресурса. Шкура—самый неприглядный и приземленный. Но только укрывшись под ней принцесса получает доступ к ресурсу работы. Платят ли ей за эту работу (ресурс экономики), не сказано, но возможный намек—волшебное свойство шкуры, до того как она перестала быть ослом. Ну а работа на свежем воздухе и физические нагрузки укрепляют принцессин организм (здоровье). Сцена, где девушка сбрасывает с себя шкуру и голая купается в ручье,—открытие и принятие самой себя, своей сексуальности. На следующий день после купания она облачается в небесное платье и любуется на себя в зеркало. В этот момент начинается сюжетный поворот на любовь (ресурс воздуха). Принц же в первый раз видит ее в солнечном платье, то есть во всей полноте образа (имидж—огненный ресурс). А во дворец к будущему мужу она приезжает в платье лунном (правда, в оригинале про луну не говорится, только про свет, исходящий от платья), символизирующем три водных ресурса. Они и стоят за скорой свадьбой и долгой счастливой жизнью (транс, секс и семья). Да, есть в тексте некий рыбацкий ход со стороны девушки—не зря в некоторых версиях сказано: получилось это случайно, а может быть и нет. Упавшее в тесто колечко. Крючочек, спрятанный внутри пирога-наживки. Принц мало того что не может перестать думать о прекрасной незнакомке в светящемся платье, которую все называют дурнушкой, теперь еще и колечко получил—маленькое, дорогое. Что за девушка? Откуда? И разве бывают у замарашек такие тонкие пальчики? Короче, попался принц.

В общем, даже если королевская чета—твои приемные родители, это не повод натягивать корону. Развивайся, работай над образом, ищи себя, просто работай, открывайся миру, и будут тебе Король с Королевой (в сказке—родители жениха) и взаимная любовь с принцем до ста лет.

Размышления о короне (корона =неадекватная самооценка) натолкнули на мысли о двух сказках Оскара Уайльда, «Мальчик-звезда» и «Замечательная ракета» (последнюю можно цитировать без пропусков как пример поведения рапунцели). О них тоже постараюсь написать.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 27 comments