solodka (solodka) wrote,
solodka
solodka

Цена короны

Сказка «Мальчик-звезда» (или «Звездный мальчик») вошла в сборник «Гранатовый домик», опубликованный двумя годами позже единственного романа и самого, пожалуй, известного произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Но в сказке двойственность природы Дориана Грея, тонкого эстета и мерзавца, представлена более наглядно и схематично и преодолевается в финале.

О том, как можно прочесть сказку, опираясь на круг Эго, ниже. Первая попытка подобного прочтения -- мой пост Ослиная шкура. Интерпретация вольная, скорее всего, спорная, и автор блога, на который ссылаюсь, evo_lutio, за мои вымыслы не в ответе.

Итак, краткое содержание. Холодной зимней ночью двое бедных лесорубов видят падающую звезду, хотят ею завладеть, но вместо нее находят дитя, закутанное в расшитое золотом покрывало. Один из лесорубов берет мальчика на воспитание. С каждым годом ребенок становится все красивее. Внешне он очень не похож на жителей того селения и гордится своим высоким происхождением от Звезды. Он высокомерен и жесток, особенно к животным и нищим. Однажды в селение приходит нищенка, которая узнает в Мальчике-звезде своего сына, украденного разбойниками десять лет назад. Но мальчик прогоняет ее, заявив, что легче поцеловать гадюку или жабу, чем ее на прощание. И как только женщина уходит, оказывается, что сам Мальчик-звезда стал «мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка». Теперь он хочет найти мать, чтобы попросить у нее прощения. Никто из животных не может помочь ему, ведь он искалечил их. Гонимый отовсюду и всеми презираемый, через три года странствий он приходит в город, стражники ворот которого продают его в рабство колдуну, который дежит его в темнице. Колдун дает Мальчику задание: найти в лесу монету из белого золота. Мальчик освобождает Зайчонка, попавшего в силок, и тот показывает, где спрятана монета. Но у ворот в город сидит прокаженный, умоляющий отдать монету ему, и Мальчик возвращается к колдуну с пустыми руками. На следующий день Мальчик должен принести монету из желтого золота. Ему так же помогает Зайчонок, а прокаженный так же выпрашивает ее. На третий день нужно достать монету из красного золота. Тот же Зайчонок и тот же прокаженный. Но после того как у последнего оказывается монета, происходит чудо: стражники склоняются перед Мальчиком в поклоне и приветствуют его как своего прекрасного господина. В городе его встречают священники и богачи. Они утверждают, что он сын государя. «Я не королевский сын, я сын бедной нищенки. И зачем говорите вы, что я прекрасен, когда я знаю, что вид мой мерзок?» -- отвечает он. Но ему дают блестящий щит, и он видит, что снова стал красив. Ему предлагают корону и скипетр, но он отказывается, а обернувшись, видит нищенку, в которой узнает мать, и прокаженного с тремя монетами. Он бросается к обоим, молит мать о прощении и любви, целует ей ноги. Нищенка и прокаженный оказываются Королевой и Королем. Мальчик становится властелином города, справедливым и милосердным, и в стране его царит мир и благоденствие. (Оскар Уайльд не был бы Оскаром Уайльдом, если бы на этом остановился. Но нет: «<…> правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию—и спустя три года он умер. А преемник его был тираном».)

Мальчик-звезда—человеческое Эго со сбитыми стрелками компаса. Если вспомнить круг Эго и четыре его сегмента, развитие сюжета сказки можно рассмотреть как обретение верных ориентиров на пути от центростремительного к центробежному.

Левый верхний сегмент—самооценка. Она предельно завышена. Мальчик считает себя необыкновенным; он высокомерен, насмешлив, груб и жесток. Ни скромности, ни смирения в нем нет. Зато есть потребность помыкать сверстниками, которые слушаются его, «потому что он был красив, быстроног и умел плясать, и петь, и наигрывать на свирели», и получать от них одобрение и послушание.

Правый верхний сегмент, локус контроля, связан с границами. Своих пределов герой не чувствует. Он считает, что мир должен служить ему, а он может делать с любым его преставителем, что пожелает. Он видит в других детях своих рабов; в бедняков и больных он швыряет камнями (агрессия через действие); тех, кто болен или жалок, выставляет на посмешище (агрессия через слово). Мальчик предельно эгоцентричен, и первый намек на нарциссизм—в портрете: «... золотые кудри его были как лепестки нарцисса». И далее: «Себя же он очень любил, и летом, в безветренную погоду часто лежал у водоема в фруктовом саду священника, и глядел на свое дивное отражение, и смеялся от радости, любуясь своей красотой».

В наличии огромная корона, то есть иллюзии о собственном превосходстве, искажающие самооценку. В отсутствии—ответственность, важная для правильного локуса. При таком раскладе не существует никаких «надо», что значит полное отсутствие воли/ саморегуляции (правый нижний сегмент). В алхимической модели воля предстает в виде Короля, и неувидительно, что в сказке она незавуалированно появляется лишь на предпоследней странице. Отвечающая за «хочу» спонтанность, связанная с самооценкой (левый нижний сегмент), основана лишь на эгоистичных желаниях и потому является в образе «отвратительной грязной нищенки». В то же время нищенка—образ любящей матери, возможно, самой любви, то есть того переплавляющего элемента, который изменит вектор Эго. В конце истории, после всех испытаний героя, нищенка, то есть уродливое «хочу», равное только прихотям и капризам, превращается в Королеву, истинную спонтанность. Если Король в ответе за разум, долг и порядок, Королева отвечает за любовь, красоту, радость.

Прогнав мать, то есть отказавшись от любви, герой (Эго) обнаруживает свое настоящее лицо: «Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки». И теперь Мальчик-звезда должен отправиться в дальнее и долгое путешествие, чтобы найти мать, то есть впустить в себя любовь и обрести свою настоящую Королеву. По пути он встречает тех, кого когда-то обижал, раскаивается и просит «прощения у всех божьих тварей». Таким образом происходит расконцентрирование внимания на себе, и внимание переносится во внешний мир.

Через три года странствий герой оказывается у ворот города с высокой крепостной стеной. Ворота—знак пограничности, вход в другой мир. Похожий образ в русских сказках—избушка на курьих ножках, в которую непонятно как войти, поскольку стоит она к лесу передом. Пересечение же порога неизменно связано с появлением угрожающей волшебной фигуры. В русских сказках—Бабы-Яги, здесь—колдуна. Этот персонаж амбивалентен: он грозит гибелью и в то же время является проводником к новой жизни. Не будь испытаний, через которые нужно пройти герою (а в русских сказках часто и героине), не родится взрослая личность.

Итак, колдун дает Мальчику-звезде три задания. Все три связаны с нахождением монеты. Выполнить задания ему помогает волшебный помощник. Помогает за то, что герой освобождает его: «Сам я всего лишь раб, но тебе я могу даровать свободу». Но у городских ворот сидит нищий, который просит отдать ему монету, иначе он умрет с голоду. И жалость к нищему оказывается сильнее страха наказания. За невыполненное задание Мальчик получает от колдуна сто ударов плетью. На следующий день он снова уступает мольбам нищего, за что получает от колдуна триста ударов. Цена третей монеты—свобода. Плата за невыполненное задание—смерть. Но и на этот раз монета переходит к нищему. И тогда случается чудо: к Мальчику-звезде возвращается его красота. Из раба он становится господином, как называют его воины, священники и вельможи. Он так же красив, как раньше, но возвращение былой красоты не значит возвращение в исходную точку: «... в глазах своих он заметил что-то новое, чего раньше никогда в них не видел». Это новое—знак перерождения. Он стал другим, и смерть от руки колдуна ему больше не грозит. А раз он не тот, кем был, рабство тоже в прошлом. Но он отказывается от короны, которую ему предлагают, даже увидев, что он снова стал прекрасен. И когда замечает нищенку, в которой узнает мать, и бросается к ее ногам, целуя их и омывая слезами, мольба о прощении становится свидетельством скромности: «Не отринь же меня в час моего смирения». Рядом с матерью стоит нищий, которому Мальчик-звезда отдал три монеты. Деньги эти возможно трактовать как долг, то есть материальное воплощение «надо», за которым стоит Король. И не случайно этот самый нищий в итоге оказывается Королем, супругом Королевы, в которую превращается нищенка, и отцом Мальчика-звезды. И только они, любящие друг друга Король и Королева, имеют право надеть на голову героя корону (самооценка) и наделить его властью (локус контроля).
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments