solodka (solodka) wrote,
solodka
solodka

Есть у Оскара Уальда еще две прекрасные сказки, о которых хочу рассказать. Про слияние границ, корону, эгоизм. Эти две лучше не анализировать—просто читать. И потому из «Преданного друга» я возьму в основном содержание, которое немного прокомментирую, а из «Замечательной ракеты»—текст, который можно вешать на стену (или записывать в особый блокнот и перечитывать), напоминая себе о важном.

В «Преданном друге» речь о «дружбе». В кавычках, потому что на самом деле в дружбе—да и в любви—все наоборот. Есть добрый человек по имени Маленький Ганс. Он садовник и очень беден, но неустанно работает и не перестает радоваться жизни. Вот только зимой, когда приходят холода и у него нет цветов для радости глаз и на продажу, ему приходится несладко. Есть другой человек, Большой Гью-Мельник. Именно он называется самым преданным из всех друзей Ганса, которых было множество. Почему? Мельник никогда не проходит мимо дома Маленького Ганса без того чтобы не нарвать в саду друга цветов или трав, не набить карманы ягодами и плодами: «У настоящих друзей все должно быть общее»,—считает он. Мельник никогда не заходит к Гансу зимой, ведь зимы так тяжелы для его маленького друга, что не стоит докучать. Мельник никогда не приглашает Ганса в гости, ведь последний, увидев теплый очаг, достаток, еду, может позавидовать, а разве зависть допустима в дружбе? Однажды Мельник обещает подарить Маленькому Гансу тачку, ведь у Ганса зимой совсем не было денег и пришлось заложить свою. Правда, тачка «немного не в порядке... у нее, кажется, не хватает одного борта и со спицами что-то неладно», но Ганс радостно сияет от сей невиданной щедрости. Тем более что у него есть доска, из которой можно сделать недостающий борик. Но, услышав про доску, Мельник требует ее себе. Ведь он подарил целую тачку! А потом требует полную корзину цветов. А на следующий день—отвезти на базар свою муку и продать ее. А затем—починить крышу мельницы. И выпасти овец. А однажды, в сильную непогоду, Мельник отправляет Ганса за доктором для своего заболевшего сына. Ганс доходит до врача, но на обратном пути, заплутавшись, поскольку Мельник не дал ему новый фонарь, а своего у Ганса нет, он тонет в болоте. После похорон, за кружкой пива и сладкими пирожками, Мельник сожалеет о своей большой утрате: он ведь почти подарил Гансу тележку, а теперь куда ее денешь? Дома она занимает место, а купить ее никто не купит: такая она старая и никчемная.

В общем, понятно, что за история: один считает, что весь мир ему должен, и все глубже и дальше продавливает границы другого, безропотного и смиренного. Но все же Маленький Ганс выписан таким нежным и прекрасным, что критиковать его податливость совсем не хочется. Он не то чтобы не возражает. Нет, он пытается робко противостоять мельнику, ведь сад без ухода погибнет. Но мельник так красиво говорит и умело выдает требование бескорыстной помощи за доказательство дружбы, что Ганс быстро уступает, чтобы ничем не омрачать идею дружбы. Маленький Ганс—фигура христологическая; он мученик, страстотерпец. Недаром он садовник, ведь именно за садовника принимает воскресшего Христа Мария Магдалина. И недаром он окружен цветами и ароматными травами. Есть польза от цветов? Только удовольствие глаза. А польза майорана и базилика? Удовольствие вкуса и запаха. В то время как «преданный друг»—мельник. Есть польза от муки? О да, в наполнении желудка. И если Ганс всегда называется по имени, имя мельника появляется лишь однажды, в начале истории. А так он всегда назван по своей профессии, что подчеркивает связь с пищей—отнюдь не духовной. И он действительно «Большой». Не только потому, что толстый, а потому еще, что нависающий, напирающий на границы другого человека, захватывающий все большее пространство. И прием гиперболы—персонаж слишком наглый, слишком беспардонный—подчеркивает эту его физическую и психическую тучность.

У главной героини истории «Замечательная ракета» тоже швах с границами. Но сама история больше про корону и иллюзии. Ведь, в отличие от мельника, который ловко выдает одно за другое ради материальной выгоды, ракета выгод не имеет и осуществляет подмену не ради того, чтобы обмануть другого, но ради самообмана.

Сюжет таков. В честь свадьбы Принца и Принцессы решено устроить салют. В нем должны принять участие Ракета, Римская Свеча, Огненный Шар, Бенгальский Огонь, Огненный Фонтан, Шутиха и Петарда. В ожидании праздника они беседуют (текст составлен преимущественно из диалогов), и Ракета, следуя собственной прихоти, начинает заливаться слезами и отсыревает, отчего во время салюта ее не удается запустить. Ракету выбрасывают за пределы дворца. Она падает в грязь, откуда продолжает вести разговоры— с Лягушонком, Стрекозой и Уткой. В грязи ее находят мальчишки и, приняв за грязную палку, кладут в костер. Но даже в костре она долго не может воспламениться, а когда наконец взлетает, невысоко и ненадолго, ее полет никто не видит, а взрыв никто не слышит.

Вот замечательные примеры из речей замечательной Ракеты (той еще рапунцели):

«Какая удача для сына Короля, что ему предстоит сочетаться браком в тот самый день, когда меня запустят в небо» (подмена причины следствием);

«Какое вы имеете право чувствовать себя счастливой? Вам следовало бы подумать о других. Точнее, вам следовало бы подумать обо мне. Я всегда думаю о себе и от других жду того же. Это называется отзывчивостью, а отзывчивость—высокая добродетель, и я обладаю ей в полной мере» (эгоцентризм);

«... у меня очень богатое воображение, потому что я никогда ничего не представляю себе таким, как это есть на самом деле. Я всегда представляю себе все совсем наоборот... Единственное, что меня поддерживает в течение всей жизни,—это сознание моего неоспоримого превосходства над всеми, а это качество я всегда развивала в себе по мере сил» (высокомерие, иллюзии);

«Негодная Ракета? Этого не может быть! Превосходная Ракета—вот что, должно быть, сказал этот человек. Негодная (Bad) и Превосходная (Grand) звучат почти одинаково, да, в сущности, очень часто и означают одно и то же» (= не может быть, чтобы я была ему не интересна! он просто не может оправиться от травмы / он недостаточно смел, чтобы признаться в своих чувствах / он онегин!)

«Я не выношу людей, которые, подобно вам, всё время говорят о себе, в то время как другому хочется поговорить о себе. Как мне, например. Я это называю эгоизмом, а эгоизм—чрезвычайно отталкивающее свойство, особенно для людей моего склада» (отсутствие эмпатии);

«Я не собираюсь молчать только потому, что он меня не слушает,—мне-то что до этого. Я люблю слушать себя. Для меня это одно из самых больших удовольствий. Порой я веду очень продолжительные беседы сама с собой, и, признаться, я настолько образованна и умна, что иной раз не понимаю ни единого слова из того, что говорю» (отсутствие скромности);

«Ну, сейчас я взлечу! Я знаю, что взлечу выше звезд, выше луны, выше солнца. Словом, я взлечу так высоко... Пшш! Пшш! Пшш! Упоительно! Я буду лететь вечно! Воображаю, какой я сейчас произвожу фурор... А теперь я взорвусь! И я охвачу огнем всю землю и наделаю такого шума, что ни о чем другом никто не будет говорить целый год». Но никто ничего не услышал, даже двое мальчиков, потому что они спали крепким сном <…> «Я знала, что произведу сенсацию»,—прошипела Ракета и погасла (без комментариев).
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments